Организационные структуры и качество управления персоналом

Рубрика: HRM. Автор: Mr.HR

В основе эффективной работы любой организации лежит управление. Принципы управления были сформулированы Максом Вебером в начале ХХ век. В соответствии с принципами были разработаны и некоторые структуры управления. Сегодня мы можем выделить следующие организационные структуры: линейная, линейно-штабная, функциональная, программно-целевая, дивизиональная, матричная, сетевая. Каждая из них имеет свои особенности, цели, задачи, преимущества и недостатки управления персоналом.

Какую из организационных структур предпочесть? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо обратиться к нормам управляемости. Если у руководителя двое подчиненных, то совокупность контролируемых связей равна 6, трое – 16, четверо – 44, пятеро – 110, а при десяти количество связей уже 5210. Кроме количества связей на горизонтальном уровне, необходимо учитывать и вертикальный канал подчиненности. Например, для руководителей и их первых заместителей для лучшей управляемости норма (количество подчиненных) не должна превышать 10-12 человек; для руководителей функциональных отделов – 7-10 человек; для руководителей технологических отделов – 15-20 человек.

Когда все нормы учтены, руководителю важно понять преимущества и недостатки каждой из организационных структур, т.к. от этого будет зависеть качество управления персоналом и организацией в целом.

Линейная структура подразумевает, что управление персоналом будет осуществляться по принципу единоначалия. Преимущества: централизованная власть; системная координация действий персонала; повышенный контроль. Недостатки: повышение времени на управленческое решение; малая инициатива членов коллектива; задержки в профессиональном росте персонала.

Линейно-штабная – это та же линейная, но дополненная специальными подразделениями (штабами) для улучшения выработки управленческого решения.

Преимущества: всесторонний анализ рабочих ситуаций; совместная выработка решений на уровне штабов; во главе штабов стоят профессионалы (руководители подразделений). Недостатки: власть в принятии решений штабами ограничена окончательным словом руководителя; личный аппарат управления может стать обслуживающим.

Функциональная структура базируется на подчинении по областям управления. Например, у каждого подразделения может быть несколько вышестоящих руководителей, но каждый из них может воздействовать только на свой сегмент управления организацией.

Преимущества: высокая эффективность за счет специализации персонала; централизованный контроль за принимаемыми в подразделениях решениями; делегирование полномочий. Недостатки: трудности в координации подразделений; узкая специализация персонала; сложности профессионального роста.

Матричная структура – одновременно соединяет профиль и функции в управлении конкретным подразделением. При такой организации управления персоналом вводятся две должности руководителя.

Преимущества: скоординированная работа двух руководителей позволяет обеспечить единые требования к персоналу; оперативное реагирование на внешние факторы; хорошие условия для профессионального роста. Недостатки: высокая внутренняя конкуренция за ресурсы и персонал; трудность в согласовании решений подразделений; трудности управления информационным потоком. Из всего вышеизложенного делаем выводы. Простая (линейная) – единоначалие, небольшой штат, простота управления. Сложная – большой штат, жесткий стиль управления, бюрократия, внутренняя конкуренция, узкая специализация членов коллектива.